№ 11-12 (1885-1886), 18 июня 2010 года
(К 170-летию со дня рождения Митрофана Кузьмича Турского)
Родился Митрофан Кузьмич в 1840 г. в Нарве в семье священника. Среднее образование получил в духовной семинарии, затем – высшее образование в Санкт-Петербургском университете по разряду естественных наук. В Лесном институте и в Лисинском учебном лесничестве прошёл одногодичный курс лесоводства. После сдачи государственных экзаменов в декабре 1863 г. Турский был произведён в чин поручика Корпуса лесничих и назначен в леса Пермской губернии. На протяжении 1867-1869 гг. он трудился в Нижегородской губернии. За шесть лет практического стажа прошел тернистый путь лесовода, работая в качестве таксатора, лесничего и лесного ревизора. Преподавательскую и научную деятельность Турский начал в качестве преподавателя лесных дисциплин в Лисинском егерском училище под Санкт-Петербургом (1869-1876 гг.). Наиболее ярко творческая натура М.К. Турского стала проявлять себя с 1876 г., т.е. с началом научно-педагогической деятельности в Петровской земледельческой и лесной академии. За плечами М.К. Турского тогда уже была многолетняя и многогранная практическая работа в лесах Пермской и Нижегородской губерний, а также педагогическая работа в Лисинском егерском училище под Санкт-Петербургом. Вот именно этот опыт, предшествовавший работе в Петровской академии, и стал основным фундаментом его передовых воззрений и классических экспериментальных работ. Георгий Фёдорович Морозов считал Митрофана Кузьмича философом лесоводства и относил его к числу русских лесоводственных классиков. По выражению Г.Ф. Морозова, – «М.К. Турский – один из лучших русских лесоводов-наблюдателей и один из первых экспериментаторов». К числу классических опытных работ, развёрнутых М.К. Турским в Лесной опытной даче академии, следует отнести эксперименты по географическим посевам (с 1876 г.) и географическим посадкам (с 1883г.), по методам, способам создания и мерам ухода за насаждениями (с 1877 г.), по густоте посадки лесных культур (с 1879 г.) и изучению теневыносливости древесных пород. Шкалы светолюбия древесных пород разработаны им на физиологической основе путём этиолирования, благодаря чему посредством разной степени искусственного отенения наблюдалась потеря по массе сухого вещества как листьев, так и корневых фракций. При этом при равных внешних условиях, но разных породах, одна и та же степень отенения давала различные результаты в зависимости от природной теневыносливости той или иной породы.
По многим теоретическим и экспериментальным направлениям М.К. Турский был первопроходцем, опередившим западных лесоводов. В этом проявилось его предвидение задач и явный приоритет в области лесного опытного дела, что было подмечено ещё Г.Ф. Морозовым, который в 1912 г. писал, что «Европа справедливо гордится теперь вероятно уже 15-летними опытами Cieslar’a относительно влияния происхождения семян на рост и другие особенности насаждений. Опыты нашего Митрофана Кузьмича гораздо старше – им теперь уже 25-30 лет, т.е. поставлены они были тогда, когда в Германии никто или почти никто, по крайней мере, в лесоводственных кругах, не думал об экспериментальном разрешении подобных вопросов». Надо ещё заметить, что, будучи лесоводом-классиком, М.К. Турский открыто критиковал устоявшиеся в Европе правила Борггреве, считая их «детской забавой», а гайеровский здоровый лес называл «невысокого полёта программой, хотя достойной внимания, как протест старому». Ярким штрихом в практической деятельности М.К. Турского явилось его руководство лесоустройством в 1884 г. Никольской лесной дачи на северо-востоке Московской губернии (в настоящее время она входит в состав Щёлковского учебно-опытного лесхоза МГУЛеса). Главное внимание было обращено на порядок эксплуатации, который должен обеспечивать лёгкость ведения хозяйства в будущем, постоянство пользования и повышение продуктивности насаждений. Составленный общий обзор порядка эксплуатации дачи охватывал шестидесятилетний период, то есть вплоть до 1943 г. Причём сходство дачи со многими частными и казёнными лесными дачами Московской губернии послужило в дальнейшем образцом для установления системы лесохозяйственных мероприятий в аналогичных хозяйствах. Исходя из доходности хвойной древесины и возможности обращения путём рубок ухода смешанных насаждений в хвойные (на момент устройства преобладали смешанные насаждения), главными породами М.К. Турский избрал хвойные. Половину массы вырубаемой древесины полагалось получать от промежуточного пользования. Оборот главной рубки он наметил поднять с 50-ти до 70-ти лет, что давало возможность повысить и возраст насаждений дачи. Для обеспечения, по возможности, равномерного дохода от рубок ухода он назначил умеренное разреживание с повторением его через 8 лет по каждому кварталу. Пробными прореживаниями в насаждениях дачи им была доказана возможность безо всякого ущерба для насаждений получать ежегодно 5023 куб. м. древесины, что составляет почти ? массы древесины от отведённых в главную рубку лесосек (11814 куб. м.). Особое внимание обратил М.К. Турский на возобновление вырубок, будущий уход за лесом и лесоулучшение. При лесоустройстве основной упор был сделан на естественное возобновление по всем лесосекам. Если же спустя 3 года после вывозки с лесосеки дров окажутся невозобновившимися места более 907 кв. м. каждое, то их предлагалось закультивировать. В случае сильного развития сорных трав на этих площадях перед производством лесокультур допускалось сенокошение.
Касаясь лесоустроительных проектов вообще, М.К. Турский писал, что «у нас под лесоустройством подразумевают перечень предложений и проектов, направленных к приведению дачи в правильное состояние на основании приёмов, выработанных наукой. Между тем предложения эти не есть устройство, а только план, проект лесоустройства. Лесная дача может считаться устроенной тогда, когда этот план выполнен на деле, точно так же, как дом считается выстроенным не тогда, когда на него составлен план, а когда этот план выполняется». Именно этим объясняется то неослабевающее внимание к Никольской даче, которое уделял ей М.К. Турским после проведения лесоустройства 1884 г. Так о Никольской даче им говорится на собрании Московского лесного общества, а 22 сентября 1895 г. члены данного Общества совершают экскурсию по даче. Во время экскурсии учёный, наряду с рассказом об устройстве дачи, показывает членам Лесного Общества в натуре уже ряд выполненных и проводящихся на текущий момент лесохозяйственных мероприятий, запланированных лесоустройством 1884 г. Лесохозяйственная деятельность выражалась в увеличении покрытой лесом площади и повышении возраста рубки леса. Особое внимание М.К. Турским обращалось на возобновление вырубок, как в дальней, так и в ближней частях дачи. По его мнению, двенадцатилетний опыт хозяйства показал, что к искусственному возобновлению ни целых лесосек, ни отдельных частей их не было нужды обращаться, ибо все вырубки при сплошных рубках и при соблюдении некоторых несложных условий возобновляются сполна в основном лиственными породами. Так вот, никакие древесные лиственные породы (ни осину, ни берёзу) М.К. Турский не считал сорными или второстепенными! (А у нас и по сей день их считают таковыми). К числу экспериментально-практической деятельности М.К. Турского относится закладка нескольких десятков постоянных пробных площадей в ходе ревизии лесоустройства 1899 г. Закладывались они по прямому замыслу М.К. Турского и с размахом на реализацию в будущем большого научно-практического материала стационарных исследований по биологии роста древесных пород и разным приёмам выращивания насаждений. Пробные площади ревизии лесоустройства 1899 г. охватили всё разнообразие насаждений дачи: они как в естественных, так и в искусственных лесах (бывших в то время в основном молодняками) и отражают весь спектр насаждений Никольской дачи. Эти постоянные пробные площади являются ныне ценными отправными точками лесного мониторинга. В 1894 г. Лесным департаментом учреждается Особая экспедиция по исследованию источников главнейших рек Европейской России. Начальником экспедиции назначается генерал-лейтенант А.А. Тилло, а руководителем лесоводственного отдела экспедиции – профессор М.К. Турский. За годы работы в этой экспедиции, вплоть до кончины Митрофана Кузьмича, им был выполнен колоссальный объём полевых работ в районах истоков главнейших рек Европейской России – Волги, Днепра и Оки. Результаты и материалы этого титанического труда Турский опубликовал в нескольких солидных томах, ставших, к сожалению, сейчас библиографической редкостью и поэтому мало известных современным учёным. М.К. Турский подчеркивал важность сохранения болот и лесов у истоков великих рек России; указывал на необходимость неотлагательных мер, направленных на облесение верховьев Оки и Дона. Кроме того, Турский ратовал за то, чтобы в верховьях Днепра будущее лесов было бы в руках государства и здесь не допускалось бы частное владение лесами. Кипучая деятельность М.К. Турского в Особой экспедиции носила чётко выраженный природоохранный характер. Митрофан Кузьмич единственный среди лесоводов, кому поставлен памятник в г. Москве. Столь торжественное событие имело место в воскресенье 29 июля 1912 года на территории Московского сельскохозяйственного института, в сквере возле кафедры лесоводства. На церемонии открытия памятника Г.Ф. Морозов сказал: «Митрофан Кузьмич Турский принадлежит к числу русских лесоводственных классиков. Его сочинения должны быть полностью изданы с комментариями учеников. Его литературная деятельность, как отражение его дум, и практическая деятельность должны стать одним из источников лесоводственного образования. Классики не стареют – они вечно юны».
По инициативе оргкомитета конференции «Леса Евразии», 19-25 сентября 2010 года Московский государственный университет леса проводит традиционную X Международную конференцию молодых ученых «Леса Евразии – Подмосковные вечера», посвящённую 90-летию со дня основания Московского государственного университета леса и 170-летию со дня рождения профессора М.К. Турского. Юбилейные торжества пройдут у памятника учёному в Москве. Каждый участник конференции получит в подарок 10-е издание учебника профессора М.К. Турского. Значительная часть программы будет посвящена учебно-практическим занятиям на опытных лесоводственных объектах, заложенных Митрофаном Кузьмичём в Никольской лесной даче МГУЛ и Лесной опытной даче РГАУ – МСХА им. А.К. Тимирязева. Подробности о проекте читайте на сайте «Леса Евразии» (http://www.lesaevrasii.ru). М. МЕРЗЛЕНКО, профессор, П. МЕЛЬНИК, доцент. |
Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда и труженики тыла выражают сердечную благодарность ректорату, Совету ветеранов университета, студенческому клубу, редакции газеты «Вестник», организаторам и исполнителям всех мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы!
Благодарим коллектив студенческой столовой за радушие и теплый прием, и, отмечая внимание, доброту и культуру персонала, желаем им здоровья, благополучия, дальнейшего процветания, успехов в работе! Спасибо за праздник, дорогие наши лестеховцы!
В. ГРИБОВ, В. ШИРШИКОВ, З.
ВАГИНА, А. КУЗЬМИНА, |
ЛЕТО В КАМШИЛОВКЕ Вот и наступило долгожданное лето. А вместе с ним начались и практики.
По данным измерений строится топографический и ситуационный план участка местности. Обучающимся по специальностям ЛИД и ЛХ предстоит построение продольного и поперечного профилей запроектированной самими же студентами лесной дороги. Выполнить нивелирование поверхности по квадратам для создания горизонтальных и наклонных площадок предстоит студентам, обучающимся по специальности ЛА. Студенты всех специальностей должны легко решать инженерные задачи, а именно: определять недоступные расстояния и высоту сооружения при помощи теодолита. Вынести на местность указанную в проекте точку с заданной отметкой и построить линию с заданным уклоном при помощи нивелира. Кроме того, ребятам предоставляется возможность ознакомиться и поработать с новейшим электронным тахеометром NPL-632, который приобретен для кафедры геодезии и строительного дела в прошлом учебном году. Для проведения камеральных работ на учебной базе имеется просторное помещение, оснащенное удобной кабинетной мебелью. Обеспечение студентов приборами, оборудованием и канцелярскими принадлежностями осуществляется лаборантским составом кафедры под руководством заведующей лабораторией С.С. Суровой. Конечно, немаловажным условием для успешного проведения практики является организация быта студентов. Ребят расселяют в уютные, отапливаемые помещения, обеспечивают постельными принадлежностями. Недавно вуз приобрел для учебной базы новые кровати, подушки, матрацы. Забота о быте студентов, наведение порядка на территории и поддержание дисциплины целиком обеспечивается начальником лагеря С.Б. Васильевым, доцентом кафедры лесных культур и заведующим хозяйством В.П. Козловым.
Утро в Камшиловке начинается с линейки. Студенты собираются на плацу, чтобы отметить свое присутствие, выслушать план полевых и камеральных работ на предстоящий день, узнать о событиях, произошедших за предыдущие сутки. Завершающим этапом практики является проведение геодезической эстафеты, в программе которой соревнование студентов в точности и скорости выполнения основных геодезических измерений и расчетов. Победители награждаются призами и грамотами. Эстафета проходит очень эмоционально, болельщики бурно поддерживают свою команду. Вот как вспоминает о летней практике по геодезии студент группы ЛХ-13 К. Онискович: «Практика по геодезии – это одновременно и сложно, и жутко интересно. Самое главное в Камшиловке – соблюдать баланс между работой и отдыхом. Если эта гармония достигнута, то вы успеете и практику сдать, и грамотно отдохнуть. А отдыхать здесь ну просто ух как хорошо!» Практика окончена, а воспоминаний хватает на целый год. Напомнит о событиях и стенд у деканата, заполненный фотографиями, сделанными в эти солнечные трудовые дни. Е. ЩЕРБАКОВА, доцент. |
О бедном доценте замолвите слово… (Ответ на заметку «Как «утопить» студента» («Вестник» от 25 января 2010 г.))
Сразу оговоримся: речь не пойдет о тех студентах, которые настолько «часто» бывают на занятиях, что не знают в лицо преподавателя, весь семестр проводившего занятия в их группе, – и, появившись в стенах учебного заведения в сессию, спрашивают, как его найти, у него же самого… Речь пойдет исключительно об Успевающих Студентах. Итак, каждый Успевающий Студент твердо уверен, что сдать все лабораторные, контрольные, курсовые, расчетные и другие работы он сможет за один день. Он реально оценивает свои силы – только не учитывает, сколько таких же Успевающих Студентов учится с ним на одном потоке. В результате, в «день Х» (приходящийся обычно на конец семестра) на внимание одного преподавателя претендует такое количество студентов, что сдать всё не успевает никто. И кто же виноват? Ответ на этот вопрос можно попытаться получить, например, вечером в конце декабря или мая на любой кафедре, которую осаждают толпы Успевающих Студентов, искренне не понимающих, почему преподаватель в 18 часов хочет уйти домой. Будьте уверены – никто из них не вспомнит о том, что все, что он хочет сдать в последний перед сессией день, можно было сдавать постепенно, в течение семестра! Виноват в том, что они не успели, конечно же, будет преподаватель, который «не хочет принимать». А ведь нагрузка преподавателя по приему лабораторных и прочих работ распределяется равномерно в течение семестра – так почему же профессора, доценты и старшие преподаватели должны работать «вахтовым методом», выполняя эту часть нагрузки всего семестра за две недели последнего месяца? Все мы знаем песенку о том, что «от сессии до сессии живут студенты весело» – но за что же преподавателям такое «веселье»? Они-то ждали студентов весь семестр… Успевающий Студент умеет ценить свое время – но только свое. Поэтому самая популярная фраза, которую преподаватели слышат в период сессии – «Когда вы будете в следующий раз?». Наличие преподавателя, готового уделить им внимание в данный момент, почему-то Успевающих Студентов в большинстве случаев не устраивает. Им хотелось бы, чтобы преподаватель выслушал их в удобное для них время. Но работа преподавателя складывается не только из проведения занятий и приема зачетов – преподаватели ведут научную работу, участвуют в конференциях, повышают свою квалификацию в других вузах, руководят дипломными работами и проектами, ездят в командировки… А из временного отсутствия преподавателя на кафедре вырастает повод сказать: «Мы не успели сдать, потому что не могли найти преподавателя». Хотя в тот момент, когда преподаватель на кафедре был, сдавать ему никто не рвался… Также любой Успевающий Студент точно знает, что преподаватель должен спрашивать у него то и только то, что он сам же давал на лекциях и лабораторных работах. Предложение подумать, сопоставить процессы или явления, изучавшиеся на разных занятиях (или даже применить знания, полученные на других предметах), привести примеры, вызывает бурю возмущения и служит поводом для обид («Так нечестно, вы этого не давали!»). Но разве получение высшего образования заключается в заучивании строго определенного объема информации? Если бы преподаватель хотел слышать только точное воспроизведение своей речи, он бы записал свои лекции на диктофон – и наслаждался бы четкими ответами на им же заданные вопросы, включая нужную запись… К тому же, если мы заглянем в рабочую программу по любому изучаемому предмету, то обнаружим, что на самостоятельную работу студентов в семестре отводится столько же часов, сколько и на аудиторные занятия. Так что все-таки «учебники читать надо» – тем более, что перечень этих учебников обычно дается на первой лекции по предмету или в методической литературе. Суммируя все вышесказанное, хочется пожелать нашим Успевающим Студентам научиться грамотно распределять свое время в течение семестра, не оставляя сдачу всех работ на последние дни, а также по-больше внимания уделять самостоятельной подготовке по каждому предмету, не ограничиваясь конспектами лекций и лабораторных работ. С уважением,никогда не «топящие» студентов преподаватели кафедры селекции, генетики и дендрологии профессор С. ПОГИБА и ст.преподаватель Т. МАХРОВА. |
Коллектив кафедры технологии и оборудования лесопромышленного производства с глубоким прискорбием сообщает, что после продолжительной болезни на 72-м году жизни скончался профессор кафедры, кандидит технических наук Иван Васильевич Ярцев. И.В. Ярцев окончил Московский лесотехнический институт в 1963 году и защитил дипломный проект по кафедре механизации лесоразработок с рекомендацией в аспирантуру. Два года отработал в Оленинском опытно-показательном леспромхозе ЦНИИМЭ мастером на нижнем складе. В 1965 году поступил в аспирантуру на кафедру механизации лесозаготовок МЛТИ. Принимал участие в проведении лабораторных работ и учебных практик со студентами. По окончании аспирантуры два года работал во ВНИИЛМе. В 1979 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук и в этом же году получил приглашение заведующего кафедрой механизации лесоразработок МЛТИ профессора И.И. Сиротова на работу ассистентом. С 1970 года и до последних дней работал на кафедре технологии и оборудования лесопромышленного производства. Каждые пять лет избирался по конкурсу: ассистентом, доцентом, профессором кафедры. За период преподавательской работы им было подготовлено более 30 учебных, научных и методических работ. Иван Васильевич принимал активное участие и в общественной работе: был куратором студенческих групп, членом профбюро факультета и профкома института. За добросовестную и результативную работу Иван Васильевич неоднократно отмечался в приказах ректора, был награжден в 1981 году знаком «Победитель социалистического соревнования». В 2009 году Министерством образования и науки РФ И.В. Ярцев был награжден почетной грамотой за вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов. Иван Васильевич пользовался заслуженным уважением как сотрудников и преподавателей университета, так и студентов, и всех с кем ему приходилось общаться. Светлая память о профессоре И.В. Ярцеве навсегда сохранится в наших сердцах. Сотрудники и преподаватели лесопромышленного факультета. |
МГУЛеса объявляет о проведении выборов на вакантную должность заведующего кафедрой: - информационно-измерительных систем и технологии пр-ва приборов; - электроники и микропроцессорной техники; - философии. МГУЛеса объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам: - стратегического маркетинга - доцента, к.н. - 1 ед.; доцента, к.н. (совм.) - 0,5 ед.; - менеджмента и информационных технологий - ст. преподавателя (совм.) - 0,5 ед. Срок подачи
заявлений в отдел кадров
– |