№ 15-16 (1913-1914), 29 августа 2011 года
1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ
Итоги
2010/2011 учебного года Учебно-методическая работа Научно-педагогические кадры Подавляющее большинство преподавателей университета имеет соответствие базового образования и научной специальности преподаваемым дисциплинам. Среди наших сотрудников 3 академика и 2 члена-корреспондента государственных академий, 33 штатных (и 6 совместителей) академика общественных академий и 6 членов-корреспондентов, 4 штатных (и 5 совместителей) лауреата государственных и международных премий, 21 штатный (и 2 совместителя) заслуженный деятель науки и техники. Всего в университете 680 преподавателей (штатных – 526), в том числе 113 профессоров докторов наук, 326 доцентов кандидатов наук. Сложившийся преподавательский коллектив в наше непростое время продолжает выполнять поставленные перед ним задачи. Однако ряд преподавателей даже в процессе подготовки университета к комплексной проверке не подготовили рабочие программы и учебно-методические комплексы дисциплин, что вызвало соответствующие замечания экспертов. Деканам факультетов и заведующим кафедрами следует обратить внимание на соблюдение трудовой дисциплины преподавателями и принимать своевременные меры административного воздействия в случае выявления подобных нарушений. Контингент студентов На 1 июля 2011 г. контингент студентов МГУЛеса составил 7923 человека, в том числе 3984 (50 %) человека по очной, 273 (3 %) – по вечерней и 3666 (46%) – по заочной формам обучения. По сравнению с прошлым годом эта численность уменьшилась на 1621 человека. Тенденция снижения количества студентов в ближайшие годы будет продолжаться в связи с уменьшением показателей рождаемости, начиная с 1992 года, а также сокращением бюджетных мест. В настоящее время заочная сокращенная форма обучения охватывает 2415 студента – бывших выпускников техникумов. Выпуск 2011 года составил 2059 человек, из них 881 – по очной форме обучения, 84 – по вечерней и 1087 – по заочной. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 108 (5 %) человек. Успеваемость За прошедший учебный год из университета были отчислены 476 студентов очной, 346 – заочной и 137 – вечерней форм обучения. Абсолютная успеваемость по итогам летней сессии находится на низком уровне – 55 % (в 2009 г. – 62 %, в 2010 г. – 45 %, 2011 г. – 55 %). Удельный вес отличников и хорошистов вырос по отношению к троечникам среди бюджетных студентов, и по сравнению с прошлым годом составляет, соответственно, 26 %, 48 %, 3 % (от числа успешно прошедших всю сессию). Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, за прошедший год число отличников составило 11 %, хорошистов – 30 %, число троечников – 59 %. Можно сказать, что результаты не изменились по отношению к прошлому году.
Наша главная задача – исправить такую ситуацию. В течение последних лет учебным управлением и деканатами факультетов проводится систематическая работа по выявлению студентов, регулярно пропускающих занятия. Мы сегодня требуем в конце сессии от студентов-задолжников заявления с планом-графиком ликвидации академических задолженностей. За неявку на пересдачу (в соответствии с заявленным планом) без уважительной причины декан обязан проставить в ведомость студенту неудовлетворительную оценку. Эта мера несколько подхлестнула часть студентов. Госэкзамены на «отлично» сдали 34 % выпускников, на «хорошо» – 50 %, на «удовлетворительно» 16%. Дипломные проекты защитили на «отлично» 46% выпускников, на «хорошо» – 40 %, на «удовлетворительно» – 14 %. Это примерно те же цифры, которые мы имели по прошлым годам, динамики вверх или вниз мы здесь не имеем. Многие председатели ГАКов отмечают высокое качество дипломных проектов и дипломных работ. Развитие учебной и лабораторной базы В течение учебного года аудиторный фонд университета использовался достаточно плотно. Загрузка всех общеуниверситетских аудиторий была в интервале от 92 до 98 %. В этом году продолжилось обучение студентов ИПСОП в аудиториях университета. Поэтому очень сложно происходило выделение аудиторий большому контингенту студентов-заочников. Врезультате часть студентов очной формы обучения и большинство заочников занимались во вторую смену и по субботам, а в мае и в июне аудитории были заняты студентами-дипломниками. За отчетный год во многих учебных аудиториях был проведен ремонт, кафедральная лаборатория селекции и генетики, так называемый «бункер», подготовлена для работы в новых условиях, отремонтированы корпуса 7 и 7а. Об учебных и производственных практиках Учебные и производственные практики в университете организуются и проходят строго в соответствии с учебными планами специальностей.
В этом году на проведение практик выделено около 2,5 миллионов бюджетных рублей. Наряду с уже традиционными базами практик студенты лесохозяйственного и ландшафтного факультетов побывали на практике по физиологии растений в Смоленске, были командированы в Хабаровский отряд лесоавиаохраны, проходили производственную практику в Балаковском лесхозе Саратовкой области и т.д. Лесопромышленный и лесохозяйственный факультеты отправляли своих студентов для прохождения практики в Геленджикский лесхоз. Студенты ландшафтного факультета поработали волонтерами на восстановлении старинной усадьбы. В соответствии с договором с администрацией г. Мытищи студенты ФЭСТа, МШУБ, ФЭиВС проходили практику в разных подразделениях администрации. В текущем учебном году всем бюджетным студентам, проживавшим на базе практик в Камшиловке, были выплачены суточные. Пожелание к выпускающим кафедрам всех факультетов: расширить список предприятий и заключить с ними долгосрочные договора на проведение практик, а нашему Центру карьеры и Попечительскому совету продумать работу со студентами, начиная с 3-4 курса, направляя их на производственную практику на эти предприятия. Введенная договорная система проведения производственных практик, единая форма отчетности для студентов, достаточный и своевременный размер финансирования могли бы обеспечить необходимый уровень этой формы подготовки студентов. Многие кафедры работают по отлаженной схеме. Студенты ФЛА традиционно проходили практику по садово-парковому искусству в Санкт-Петербурге, студенты 5 курса ЛФ были направлены в Белозерский ЛПХ на преддипломную практику, кафедра лесопиления направляла часть студентов на преддипломную практику в Вышневолоцкий леспромхоз. Необходимо отметить организованную работу начальников базы практик «Камшиловка», руководства лесхоза, транспортного отдела управления по инженерному обеспечению, а коллективы большинства кафедр лесохозяйственного, лесопромышленного и ландшафтного факультетов поблагодарить за ответственное отношение к проведению учебных и производственных практик и воспитательную работу со студентами. Посещаемость практик по большинству кафедр в этом году была средняя (до 65 %), но на ряде кафедр традиционно низкая (до 35 %). Методическая деятельность Главным направлением методической деятельности в прошедшем учебном году явилась подготовка университета к переходу с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО). Разработаны пилотные варианты базовых и рабочих учебных планов по всем направлениям и профилям подготовки в соответствии с ФГОС ВПО. Планы отработаны по первому курсу обучения, но нуждаются в корректировке для последующих курсов. Получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по новым образовательным программам (5 по направлениям подготовки магистратуры, 5 по дополнительной профессиональной подготовке и 1 для получения рабочей специальности). Проведена аккредитация направления подготовки бакалавриата 150400.62 – «Технологические машины и оборудование» и двух направлений подготовки магистратуры 250100.68 – «Лесное дело», 250300.68 – «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», по которым в текущем году состоялся первый выпуск специалистов. Большая работа в истекшем году проведена научно-методическим советом университета. Заседания совета проводились в соответствии с утвержденным планом и охватывали широкий круг вопросов по совершенствованию учебно-методической работы в университете и переходу на ФГОС ВПО. Институт подготовки специалистов без отрыва от производства ИПСОП ведет подготовку по 14 специальностям и специализациям, на которых обучались 5236 студентов. По различным формам обучения распределение выглядит так: заочная – 2381 (45,5%); заочная сокращенная – 2395 (45,7%); вечерняя – 355 (6,8%); экстернат – 105 (2%) человек. В 2011 году выпуск составил 1305 человек: по заочной форме – 362 (27,7%); по заочной сокращенной – 818 (62,7%); по вечерней – 88 (6,8%); по экстернату – 37 (2,8%). Отделение экстерната функционирует в МГУЛ около 15 лет и достигало численности более 300 человек. Однако в связи с изменением нормативной базы, это отделение будет в скором времени подвергнуто реорганизации. Вечернее отделение в начале работы ИПСОП достигало численности более 500 человек. Поддержание контингента студентов и его увеличение, кроме усиления профориентационной работы, предполагает организацию учебного процесса «группой выходного дня» по субботнему расписанию. По различным формам обучения второе высшее образование получают 173 человека (в 2010 году – 128 человек). Увеличение контингента происходит из года в год по специальностям: «Лесное хозяйство», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Экономика и управление на предприятиях». В составе ИПСОП продолжают функционировать 12 представительств в регионах РФ, но их функции изменились. Основной задачей является представление интересов университета и проведение профориентационной работы. Набор абитуриентов в представительствах проводится на все формы обучения, в том числе на очную форму. В связи с переходом на уровневую систему образования в ИПСОП ведется активная работа по подготовке учебных программ бакалавриата. В марте в университете был проведен практический семинар «Работа ИПСОП в условиях перехода на уровневую систему образования по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования». В 2011 году предполагается осуществить прием по 8 направлениям бакалавриата. В прошедшем учебном году завершена разработка и начата эксплуатация системы дистанционного обучения МГУЛ, проводилось заполнение ее электронной библиотеки инструктивно-методическими, учебно-методическими и тестовыми материалами по отдельным учебным дисциплинам. В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в 2011 году Ученым советом МГУЛ утверждено Положение «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг». Оказание платных образовательных услуг для студентов университета всех форм и сроков обучения поручено Учебно-консультационному центру ИПСОП. Научная библиотека Фонд нашей библиотеки насчитывает сегодня около 500000 единиц хранения учебной и научной литературы по различным направлениям науки и техники, нормативно-технических и периодических изданий. Важная часть фонда – собрание диссертаций, выполненных учеными МГУЛ. Ежегодно поступает свыше 15000 экземпляров новой литературы. Библиотека имеет подписку на 300 наименований журналов, газет, изданий научно-технической информации и зарубежные периодические издания. Для более широкого ознакомления со своими фондами библиотека МГУЛ проводит дни информации, дни кафедр, готовит тематические обзоры литературы, приуроченные к юбилеям ученых, писателей, общественных деятелей и книжные выставки. Большое внимание библиотека уделяет развитию духовного, нравственного и эстетического начала личности. Научная библиотека уделяет большое внимание внедрению новых информационных технологий, компьютеризации информационно-библиотечных процессов. Хорошо оборудованная и гостеприимная библиотека стала подлинным центром общения студентов, преподавателей и сотрудников университета. В дальнейшем планируется продолжить работу по формированию бтблиотечного фонда, совершенствованию обслуживания читателей, организации и ведению электронного каталога и картотек, использованию мировых информационных ресурсов, расширению контактов с другими библиотеками. Издательская деятельность Издательская деятельность университета способствует созданию и поддержанию высокого авторитета и является отражением деловой и научной активности научно-педагогического коллектива. Итоги прошедшего года свидетельствуют о достаточно продуктивной работе ученых МГУЛ. В целом по университету за отчетный период издано 97 наименования новой учебной и учебно-методической литературы общим тиражом 15398 экземпляров и переиздано 40 наименований тиражом 4355 экземпляров на общую сумму 1279448 рублей. Учеными университета были опубликованы 5 монографий, издано 8 сборников научных трудов, в том числе три сборника по материалам прошедших в университете научных конференций. В 2010 году вышло 7 номеров журнала «Лесной вестник», общим объемом 182,5 п.л. В них опубликованы 288 статей. Вышло 4 спецвыпуска журнала: «Экономика»; «Продукционный процесс и структура деревьев, древесины и древостоев»; «Биоэнергетика и биотехнологии; «Институт системных исследований леса». Число цитирований журнала в РИНЦ – 42, а импакт-фактор составляет величину 0,022. Издательская деятельность ученых университета высоко оценена Книжной палатой Российской Федерации. По ее оценке, университет вошел в первую сотню среди всех издающих организаций России, а среди всех вузов страны мы заняли 21 место. Система менеджмента качества С 1 сентября 2010 года в университете действует собственная организационная структура СМК, соответствующая его традициям и сложившейся практике работы. В состав Совета по СМК вошли представители ректората, факультетов и подразделений вуза, обеспечивающие учебный процесс (16 человек), и все члены группы по СМК. В его функции входят планирование и координация работ по созданию и совершенствованию СМК, а также решение некоторых принципиальных вопросов ее развития. Работа Совета по системе менеджмента качества подробно описана в Положении о Совете. Заседания Совета обычно проводятся один раз в месяц или по мере необходимости, на них решаются принципиальные вопросы создания, внедрения и совершенствования СМК. Все решения Совета по СМК заносятся в протокол. Наиболее важные вопросы могут выноситься на рассмотрение Ученого совета. Группой по СМК разработан ряд документов, в том числе: Положение о Совете по системе менеджмента качества, управление документацией, внутренний аудит, корректирующие и предупреждающие действия, управление закупками, управление персоналом, мониторинг учебного процесса, порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций и другие нормативные акты. В настоящее время разработанная документация рассмотрена на заседаниях Совета по СМК и готова к утверждению. Информатизация Информационное обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Студенты университета проходят обучение в 13 общеуниверситетских и 7 кафедральных компьютерных классах. Два учебных класса были переоснащены новым оборудованием, пять кафедральных аудиторий оснащены мультимедийным оборудованием. Количество поточных лекционных аудиторий, оснащенных стационарными мультимедийными средствами, увеличилось с 3 до 11. Количество лекционных аудиторий, оснащенных передвижными мультимедийными комплексами, возросло с 14 до 28. В локальной сети университета число компьютеров в 2009-2011 гг. увеличилось с 1422 до 1643. В 2011 году расширена пропускная способность канала связи с сетью интернет до 20 Мбит (была 10 Мбит/с). Это повысило комфортность работы пользователей. Увеличен доступный трафик для всех пользователей сети. Создана и проходит тестирование зона беспроводного доступа в сеть с ноутбуков, смартфонов, и др. устройств. Если сервис будет пользоваться популярностью, будем его развивать. Студенческая сеть общежитий получила статус университетской. К настоящему времени проведены работы по модернизации сети в двух общежитиях. В 2011 г. планируется полное переоборудование студенческой сети общежитий. В настоящее время информация об университете представлена на трех сайтах: www.mgul.ac.ru, (www.msfu.ru), www.abiturient.ru, www.lesteh.ru. На последнем сайте размещена информация для студентов: новости для молодежи, информация о профкоме, платных образовательных услугах, форум. Официальный сайт МГУЛ и сайт для абитуриентов нацелены прежде всего на внешнего потребителя. Он имеет весьма высокий тематический индекс цитирования (ТИЦ) 1350, сайт посещают десятки тысяч человек в месяц. Сайт «Абитуриент» ориентирован на поступающих. Тематически и информационно он тесно связан с сайтом МГУЛ. Научно-исследовательская работа Общий объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составил 49,5 млн. рублей.
Выполнение НИР и ОКР осуществлялось, в основном, на условиях платного совместительства профессорско-преподавательским составом, аспирантами и студентами. В то же время, одной из серьезных проблем остается низкая активность участия в НИР сотрудников университета. Как показал анализ данных, только 38% профессорско-преподавательского состава непосредственно участвуют в научных исследованиях, соответственно среди докторантов и аспирантов – 36 %, и немногим более 1 % – студенты. Коллективы многих кафедр университета проводили НИР по хоздоговорной тематике. Интенсивно проводились исследования на кафедрах: промышленной экологии и защиты леса, технологии и оборудования лесопромышленного производства, древесиноведения, технологии лесопиления и деревообработки, сушки и защиты древесины, физики, информационных технологий в лесном секторе и других. Особенно хочется отметить следующих сотрудников университета: Е.Г. Мозолевскую (ООО «Фирма Фиттония»), В.А. Липаткина (Красноярское управление лесами), А.Н. Обливина (ОАО РКК «ЭНЕРГИЯ»), В.Д. Никишова (Московская академия РТ и ИТ), С.И. Чумаченко (ЗАО «Красный якорь»), Е.Н. Щербакова (МГУП), В.Г. Бирюкова (ОАО «Фанерный завод «Власть труда»), А.И. Расева (ФГУП). Ученые МГУЛ приняли участие в конкурсе на право получения грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых в 2011 году: кандидатов наук (конкурс МК-2011) – А.В. Афанасьев, В.В. Афанасьева; докторов наук (конкурс - МД-2010) – Э.В. Завитаев. Мы должны ярче показывать системообразующую роль университета в интеграционных процессах науки, образования и производства, в консолидации партнеров: вуз – работодатель – специалист. О возрастном составе профессорско-преподавательского состава в университете уже не один раз говорилось на заседаниях Ученого совета, особенно это актуально по составу кадров высшей квалификации. По-прежнему приходится отмечать, что практически по всем категориям более 50 % имеют возраст, превышающий 50 лет. Поэтому подготовка кадров высшей квалификации, в том числе через докторантуру и аспирантуру, является важной задачей в университете. В вузе функционируют шесть диссертационных советов, которые прошли регистрацию и утверждены приказами Рособрнадзора. Докторантура осуществляет подготовку специалистов по 10 научным специальностям, которые представлены известными научными школами. По каждой научной специальности в штате вуза работают более пяти докторов наук. В настоящее время в докторантуре проходят подготовку 13 человек. Из них: 10 человек – докторанты очного отделения, в том числе: 7 сотрудники нашего университета; 3 соискателя ученой степени доктора наук. В 2010/2011 годах защитили докторские диссертации докторанты В.П. Галкин, В.А. Макуев, Ю.Е. Михайлов, С.Ю. Грюнталь, Е.В. Голосова, Д.Е. Румянцев. Аспирантура готовит специалистов по 21 научной специальности по восьми отраслям науки. В настоящее время проходят подготовку в аспирантуре и институте соискательства 242 человека, из них 220 аспирантов и 22 соискателя ученой степени кандидата наук. На очном отделении обучаются 154 аспирантов, из них 111 – по госбюджету и 43 – по контракту. На заочном отделении обучаются 66 аспирантов, из них 42 – по госбюджету и 24 – по контракту. За первое полугодие 2011 года выпускниками аспирантуры в диссертационных советах нашего вуза защищены 13 кандидатских диссертаций, из них 5 диссертаций защищены выпускниками в срок аспирантской подготовки. Нельзя допустить снижения требований при защите диссертаций, необходимо искать резервы для повышения эффективности выпуска аспирантов. Министерством определены такие условия, что в случае низкой результативности работы аспирантуры будет снижен прием в аспирантуру на бюджетные места, что и произошло в текущем году: университету было выделено 19 мест на очное обучение и 24 места на заочное обучение. В докторантуру выделено 3 места. По результатам исследований в отчетный период учеными университета было подано 56 заявок на изобретения и полезные модели; получено 40 решений о выдаче патентов на изобретения и полезные модели; получено 42 патента на изобретения и полезные модели. Лучший изобретатель МГУЛ по итогам отчетного периода – профессор кафедры технологии мебели и изделий из древесины И.М. Меркушев. Кафедрой механизации лесохозяйственных работ получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Регрессионные модели второго порядка», автор – профессор А.А. Котов. Состоялось подписание договора о совместной научно-технической деятельности между МГУЛеса, ООО «Экватор» и администрацией Лотошинского муниципального района Московской области. Стороны договорились о создании в Лотошинском районе биотехнопарка, Технико-внедренческого центра «Экватор» и Студенческого инкубатора технологий. Предметом подписанного договора является объединение интеллектуальных, материальных, информационных и технологических ресурсов для реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития лесопромышленного комплекса. На базе университета успешно работает Секция наук о лесе Российской академии естественных наук, возглавляемая В.Г. Санаевым. Секция наук о лесе – одна из крупных секций академии, объединяющая известных российских и зарубежных ученых, специалистов и исследователей в наиболее актуальных областях лесного сектора экономики. Общая численность секции в настоящее время составляет 256 членов РАЕН, в том числе: 111 действительных членов (академики), 15 почетных членов, 9 иностранных членов, 81 членов-корреспондентов и 47 академических советников, 1 адьюнкт. В состав МГУЛеса на данный момент входят 10 научных центров, в том числе «Лесная биоэнергетика», «Лесопромышленник», «Нанотехнологии в лесном комплексе», «Центр космической геоинформатики», «Центр эколого-экономических оценок лесных ресурсов с использованием ГИС-технологий Эколесресурс», «Специализированный центр новых информационных технологий», Научно-инжиниринговый центр НИЦ LESTEC», Учебно-инновационный центр МГУЛ, «Безопасность труда в лесопромышленном комплекса РФ», «Автоматизация лазерной обработки материалов». В отчетный период было создано два научно-образовательных центра: Цифрового радио- и телевещания; Инновационные методы автоматизации и управления в ракетно-космическом комплексе. Ученые университета активно участвовали в работе отраслевых и международных выставок, проводимых в 2010-11 годах: Международной выставке «Лесдревмаш-2010» и форуме «Лес и человек»; V ежегодном Московском фестивале науки; V Международной выставке цветочного оформления и ландшафтного дизайна; Международной выставке-ярмарке «Российский лес-2010»; 31-й Московской международной выставке «Образование и карьера – XXI век»; X Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2011». Научное студенческое общество МГУЛ продолжает активно работать над проектом «Леса Евразии». 12-18 сентября 2011 г. в Брянске Московский государственный университет леса проводит очередную традиционную ХI Международную конференцию молодых ученых «Леса Евразии – Брянский лес». За счет средств НИЧ продолжала развиваться материально-техническая база университета. Суммарная стоимость всех основных фондов на конец отчетного года с учетом переоценки составила 1460210,7 тыс. рублей. За отчетный период приобретено основных фондов на сумму 32483,0 тыс. рублей. Подводя итоги научной деятельности за 2010/2011 учебный год, мы видим, что наш университет должен стремиться дойти до уровня наиболее продвинутых университетов. Заделы для осуществления этой цели у нас есть. Это наличие магистерских и докторантских программ, специализированных докторских диссертационных советов. Международная деятельность МГУЛ взаимодействует более чем с 400 зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 90 стран мира. В течение отчетного года в университете обучались 334 иностранных гражданина, как по государственной линии, так и на контрактной основе. За последний год число учащихся иностранцев возросло почти на 100 человек, и сегодня их более 3,5 % от общего числа студентов. Это передовой показатель среди лесных вузов страны, и, очевидно, благодаря именно ему университет, единственный среди вузов лесного профиля, включен в группу из 24 ведущих вузов, осуществляющих подготовку иностранных граждан в рамках пилотного проекта Минобрнауки. Участие в данном проекте предоставляет данным вузам России право преимущественного приема на обучение иностранных граждан и соотечественников. Сегодня в вузе обучаются представители Китая, Вьетнама, Таиланда, Ирана, Нигерии, Гвинеи, Бангладеш, а также стран СНГ. Иностранные студенты принимают активное участие в общественной жизни, как внутривузовской, так и вне стен университета. Проводятся праздничные вечера, студенты-иностранцы активно участвуют в университетских спортивных соревнованиях. Наблюдается достаточно устойчивая тенденция к увеличению числа командировок сотрудников и преподавателей, аспирантов и студентов МГУЛ за рубеж, с 20-25 человек в 2000-2001 годах до 80-100 человек в последние годы. Следует отметить, что в последние годы студенческая мобильность опережает мобильность академическую. Академические и студенческие обмены с ведущими университетами Европы развиваются через программы EUROFORESTER, SILVANETWORK, SUFONAMA и другие. C августа 2010 по июнь 2011 года в рамках проекта EUROFORESTER двое студентов нашего университета проходили курс встроенного образования в Шведском сельскохозяйственном университете (SLU). В августе-сентябре 2010 года группа из 15 студентов ФЛХ, ЛПФ и ФЛА выезжала на практику в Университет им. Менделя в Брно (Чешская Республика). В эти же сроки ответный визит к нам в университет нанесла группа студентов Высшего лесотехнического университета в количестве 10 человек. Наилучшие результаты по научной работе получены при сотрудничестве с Финляндией, Италией, Швецией. Основными проектами в отчетном году являлись: продолжение работ по программе «Интенсификация распространения лесной информации и сотрудничества в России» в рамках проекта Global Forest Information System – GFIS Russia, финансируемым IUFRO; по проекту «Исследование фауны короедов Scolytinae неотропического региона», выполняющемуся в сотрудничестве с зоологическим музеем Университета г. Сан-Паулу (Бразилия); выпущено в свет иллюстрированное справочное пособие «Древесные породы и основные пороки древесины», предназначенное для работников таможенной службы РФ и по заказу российского отделения Фонда дикой природы WWF Russia. Среди работ, финансируемых из зарубежных источников, можно также упомянуть поддержку деятельности кафедральных учебных центров нашего вуза: многофункциональной лаборатории информационных технологий (при финансовой поддержке Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки, а также компаний NEC Electronics, Япония и Microchip Technologies Inc, США); учебного центра кафедры станков и инструментов (фирмы Burke, Altendorf, Германия); учебного центра «Лесомеханик» кафедры колесных и гусеничных машин (фирма Ponsse, Финляндия); В рамках развития международных договорных отношений объемы ежегодного финансирования составляют величину порядка 5-7 млн. рублей. В целом по вузу за счет финансирования от иностранных партнеров только в последние годы оснащены современным оборудованием ряд лабораторий нашего вуза; стоимость этого оборудования достигает 30 млн. рублей. Ученые университета являются членами более чем 20 международных организаций, среди которых всем известные: ИЮФРО, Общество американских лесоводов, Шведская академия сельского и лесного хозяйства, Финская академия наук и письменности, Международная организация по биологической борьбе с вредными животными и растениями, Международная академия древесиноведения, Европейский лесной институт и другие. УМО по образованию в области лесного дела Деятельность УМО направлена на развитие единого образовательного пространства, выявление и распространение инновационного опыта в образовательной системе, на выработку единых организационного-методических подходов по ключевым вопросам содержания образования и организации образовательного процесса. В 2010 г. в составе УМО функционировало 2 учебно-методических совета (УМС) и 4 учебно-методических комиссии (УМК) по двум направлениям подготовки. В 2011 г. в связи с открытием в укрупненной группе направлений подготовки (далее – УГНП) 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» нового (третьего) направления подготовки «Ландшафтная архитектура» председателем УМС по данному направлению подготовки доцентом В.А. Фроловой совместно с президиумом Совета УМО сформирован состав совета и план его работы. В апреле 2011 г. на базе МГУЛ состоялось первое его заседание. Большая работа проводилась профильными советами и комиссиями УМО по нормативному и учебно-методическому сопровождению направлений подготовки высшего профессионального образования. К апрелю 2011 г. все ФГОС ВПО в области воспроизводства и переработки лесных ресурсов утверждены Минобрнауки и зарегистрированы в Минюсте России. В 2011 гг. творческими коллективами УМС и УМК проводилась и завершается разработка и утверждение примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования (ПООП) для бакалавров и магистров по профильным направлениям подготовки. В настоящее время ПООП опубликованы на вебстранице УМО (http://www.mgul.ac.ru/info/umo/) и на портале ФГОС ВПО (http://www.fgosvpo.ru/). В 2011 г. МГУЛ выиграл конкурс, организованный Московским государственным университетом печати, на право оказания услуг по рецензированию учебных изданий по группе специальностей (направлений) высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». Заявка для участия в конкурсе была подготовлена УМО по образованию в области лесного дела. Учебно-методические советы и комиссии проводили свои выездные заседания, посвященные разработке основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО и обмену опытом в вопросах организации учебного процесса и производственных практик, унификации рабочих программ по курсам специальных дисциплин, совершенствования лабораторной базы. В сентябре 2011 г. планируется проведение выездного заседания Совета УМО в Петрозаводске на базе Петрозаводского государственного университета. Представители УМО активно участвовали в работе Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации и его рабочей группы по подготовке кадров, науке и инновациям в лесном секторе экономики, а также в совместном заседании рабочих групп Совета 26 мая 2011 г. на базе Федерального агентства лесного хозяйства. Рабочей группой Совета совместно с УМО, объединениями работодателей, ассоциациями и ведомствами продолжилась работа по разработке профессиональных стандартов к должностям работников, занятых в лесном комплексе с учетом разработанных федеральных образовательных стандартов. Воспитательная работа Воспитательная работа со студентами университета координируется Советом по воспитательной работе. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям: через учебный процесс – во время аудиторных занятий; через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время. В прошедшем учебном году для студентов и с их участием организовано и проведено более 70 культурно-массовых мероприятий, таких как: традиционные вечера факультетов; фестиваль-марафон «Играй, гармонь земли Мытищинской»; московский фестиваль студенческого творчества «ФЕСТОС»; культурно-спортивный праздник «Проводы зимы»; мисс очарование земли Мытищинской и ряд других Постоянно действующая университетская лига КВН, команды университета приняли участие в 14-ти играх, команда КВН «Массовка» стала обладателем Гран-при кубка главы открытой Домодедовской лиги КВН, победителем кубка «Владимирская Русь» и обладателем среднего кубка Подмосковной лиги XV Московского областного молодежного сезона команд КВН. Для студентов университета проведены тематические экскурсии по различным городам России, в которых приняли участие более 400 студентов. Излюбленным местом проведения зимнего отдыха для студентов университета становится база отдыха «Заполярье» в Тульской области. Традиционно летняя оздоровительная кампания для 200 студентов проведена на базе отдыха в Джанхоте. Особо следует отметить инициативу гуманитарного факультета, организовавшего посещение ряда детских домов с концертной программой. С начала текущего года наблюдается значительный прогресс в развитии студенческого самоуправления. Проведено общее собрание студенческого актива университета, на котором сформирован состав студенческого совета МГУЛ, избран его председатель – Д. Секачева, студентка 4-го курса ФЭ и ВС. Основные мероприятия воспитательной работы постоянно освещаются в средствах массовой информации, на страницах газеты «Вестник», студенческом радио, информационных стендах, университетском телевидении, интернет-сайтах МГУЛ. Ректорат и профсоюзные комитеты сотрудников и студентов университета прилагают большие усилия и средства для поддержания и развития инфраструктуры наших социальных объектов: санатория-профилактория, оздоровительного лагеря «Искра», базы отдыха «Джанхот», детского сада, базы практик «Камшиловка», поскольку их наличие в университете положительно влияют на формирование здоровой обстановки в коллективе. Попечительский совет Значимую роль в жизни университета играет Попечительский Совет, который был создан в 1994 году. В последующие годы интерес со стороны работодателей постоянно рос, и к настоящему времени в Попечительский совет входят свыше 80-ти предприятий, организаций и фирм лесного и ракетно-космического комплексов России. Цель создания ПС – позиционирование МГУЛ как ведущего вуза страны на рынке труда. В настоящее время основные вопросы деятельности Совета, связанные с организацией и проведением производственных и преддипломных практик, стали решаться во взаимодействии с Центром карьеры. Одним из важных направлений деятельности Попечительского совета является организация сотрудничества в решении научно-производственных задач, а также внедрение новых технологий в промышленность. В этом направлении работают: кафедра лесопиления, кафедра сушки и защиты древесины, деканы МШУБ, ФЭСТ и ФЛА. В октябре 2010 года в университете стал активно функционировать Центр карьеры. Его миссия – обеспечение стабильной и эффективной работы МГУЛ в сфере управления временной занятостью студентов и трудоустройством выпускников. Вошло в традицию проведение научно-практических семинаров и «круглых столов» в стенах нашего университета. Результатом работы Центра карьеры стало создание научно-образовательного центра по цифровому радиовещанию совместно с компанией «ВАТСОН». Тесное взаимодействие с Центрами занятости населения Королева и Мытищ вылилось в проведение циклов лекций для студентов по вопросам трудоустройства, в которых участвовало порядка 150 студентов. Совместно с компанией «БТА Группа» в МГУЛ проводятся семинары для специалистов в области ландшафтной архитектуры. С предложениями о сотрудничестве выступили фирмы: «Таркетт Соммер», «Мета Динея», банк «Возрождение», «Хелмос Москва», «Техсервис-Москва», ЗАО «Васко», ОАО «Внииинструмент». Исследования Центра карьеры показали, что в 2010 году доля трудоустроенных выпускников МГУЛ составила 77 %, По нашему прогнозу на 2011 год, доля трудоустроенных составит 74%, из них по специальности – 70%. Продолжилась традиция проведения Дней карьеры, которые организуются два раза в год. Работа со средствами массовой информации В ноябре исполняется 55 лет со дня выхода в свет первого номера многотиражной газеты МЛТИ-МГУЛ. Сегодня просто невозможно представить наш университет без собственной газеты.
В 2008 году с целью более оперативного и доступного информирования студентов МГУЛеса под эгидой управления по СМИ была сформирована студенческая информационная служба – «Радио «Лестех», осуществляющая подготовку и выпуск в эфир радиовыпусков, посвященных проблемам молодежи. Весной этого года коллектив нашего радио занял третье место на конкурсе «Хрустальная стрела», проводимом правительством Москвы в номинации «Лучшая радиопрограмма». Этот успех наших средств массовой информации стал уже традиционным. Газета «Вестник» и радио «Лестех» уже занимали призовые места на конкурсе в 2007, 2008 и 2009 годах. «Хрустальная стрела» этого года стала уже четвертой, прилетевшей в Лестех. Управление по СМИ и связям с общественностью совместно с Интернет-центром осуществляет оперативное информационное наполнение ленты новостей сайта университета, регулярно размещая сообщения и фоторепортажи о значимых событиях. Информационный охват целевой аудитории в самом широком спектре – от абитуриента до руководителя крупного предприятия – является приоритетом в работе управления. Восстановление главного учебного корпуса В текущем году университет существенно активизировал работу по восстановлению и реконструкции главного учебного корпуса. В целях практической реализации ранее утвержденного проекта между Минобрнауки России и университетом заключен договор, в соответствии с которым лимит бюджетных ассигнований на 2011 год составил 55 млн. рублей, освоение собственных средств планируется в размере 8,3 млн. рублей. Университетом также заключен государственный контракт с ОАО «Тресттрансстрой» на продолжение работ по реконструкции и восстановлению ГУК. Цена контракта составляет 125 млн. рублей, в том числе на 2011 год – 63 млн. рублей. В ходе подготовки реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2011 году университетом подготовлена проектно-сметная и конкурсная документация для проведения открытого аукциона в электронной форме, проведены работы подготовительного периода: обустройство строительного городка, прокладка временных дорог. В течение летнего периода активно выполнялись работы по блоку Б. Прием в университет Конкурс при поступлении в наш университет составил в этом году 2,4 человека на одно бюджетное место. Работа, проводившаяся всеми подразделениями вуза в течение года по привлечению абитуриентов, дала положительный результат. План приема на очное обучение по бюджету в количестве 692 бакалавров и специалистов и 103 магистров выполнен полностью. Среди первокурсников много ребят из регионов. Активнее всего абитуриенты стремились поступить в Международную школу управления и бизнеса – 14 человек на место и на факультет экономики и внешних связей – 10. На основе договоров в рамках целевого приема в университет приняты 96 человек. |
РЕШЕНИЕ собрания коллектива Московского государственного университета леса совместно с Ученым советом Общее собрание коллектива университета РЕКОМЕНДУЕТ одобрить работу руководства и коллектива университета по: • подготовке и принятию нормативных документов, регламентирующих учебно-методическую (по ФГОС ВПО), научную и хозяйственную деятельность в университете; • разработке новых Государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров и примерных образовательных программ по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура»; • проведению аккредитации направления подготовки бакалавров 150402.62 «Технологические машины и оборудование», направлений подготовки магистров 250100.68 «Лесное дело» и 250300.68 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»; • завершению работы над базовыми учебными планами по всем направлениям подготовки и профилям ФГОС университета; • разработке обязательных материалов ООП ВПО (по ФГОС ВПО) для всех направлений подготовки (профилей) университета; • изменению в структуре университета – созданию на основе слияния факультета ФКП, подготовительных курсов и профориентационного отдела управления контрактной и довузовской подготовки; • профориентационной работе в школах, колледжах и техникумах, расширению связей с регионами и организации кампании по привлечению и набору абитуриентов в университет; • постоянному контролю и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса; • заключению долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на подготовку бакалавров и магистров, проведение практик со студентами; • проведению работ: - по ремонту учебных аудиторий, кабинетов и комнат общежитий, коридоров и холлов УЛК-1 и УЛК-2, детского сада и ДОЛ «Искра»; - озеленению территории университета; • освоению выделенных капитальных вложений на реконструкцию ГУК. 1. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА 1.1.Ректорату университета: 1.1.1. Продолжить работу: • Cовета по воспитательной работе (отв.: Обливин А.Н., Майструк И.В.): - по совершенствованию структуры воспитательного процесса в университете, методики взаимодействия участвующих в нем подразделений; - по формированию и становлению Студенческого совета и адаптации его к сформировавшейся в университете структуре воспитательной работы; • по внедрению в университете системы менеджмента качества (отв.: Тулузаков Д.В., Беляков В.А., Григорьева И.П., Комаров Е.Г.); • по совершенствованию учебно-консультационного центра для работы со студентами заочной сокращенной формы обучения, преподавателями, ЦДО и оказанию дополнительных образовательных услуг, начиная с сентября 2011 года (отв.: Тулузаков Д.В., Макуев В.А., Савицкий А.С.). 1.1.2. Проректору по учебной работе Тулузакову Д.В. разработать план подготовки университета к государственной аккредитации 2013 года и представить его на рассмотрение Ученого совета МГУЛ до 31 декабря 2011 года. 1.1.3. Проректору по международным связям Шалаеву В.С.: • проработать вопрос о возможности проведения Лесного форума в Российской Федерации; • обеспечить дальнейшую консолидацию работы внутривузовских структур, реализующих программы ДПО; подготовить предложения по повышению эффективности и результативности ДПО в университете; • совместно с учебным и методическим управлениями, кафедрами и ФПКП организовать разработку системы оценки результативности прохождения повышения квалификации научно-педагогическими кадрами университета. 1.1.4. Совместно с Попечительским советом провести ряд мероприятий по организации содействия в трудоустройстве выпускникам университета на предприятиях, входящих в состав ПС. Провести в октябре-ноябре 2011 г. и марте 2012 г. «Дни карьеры» («Ярмарки вакансий») для студентов старших курсов и выпускников МГУЛ (отв.: Фахретдинов Х.А., Тулузаков Д.В.). 1.2.Научно-методическому совету: 1.2.1. Продолжить разработку: • учебно-методического обеспечения учебного процесса с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., заведующие кафедрами); • системы мероприятий по организации самостоятельной работы бакалавров и магистров всех форм обучения (отв. Савицкий А.С.); • профессиональных требований (стандартов) к должностям работников лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, садово-паркового и ландшафтного строительства, ландшафтной архитекторы (совместно с объединениями работодателей, отв.: Редькин А.К., Липаткин В.А., Фролова В.А., Амалицкий В.В., Азаров В.И.). 1.2.2. Научно-методическим советам направлений подготовки разработать и представить на рассмотрение научно-методического совета университета окончательные варианты рабочих учебных планов по направлениям и профилям подготовки, реализующих ФГОС ВПО не позднее 1 ноября 2011 года. 1.3.Учебному и методическому управлениям университета: 1.3.1. Совместно с базовыми кафедрами и научно-методическими советами направлений подготовки и факультетов (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., деканы факультетов, заведующие базовыми кафедрами): • завершить разработку основных образовательных программ и учебно-методической документации для реализации в университете уровневой подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВПО не позднее 31 декабря 2011 года; • продолжить структурную реорганизацию и распределение по кафедрам читаемых дисциплин; • усилить контроль качества издаваемой учебной и учебно-методической литературы. 1.3.2. Совместно с Центром дистанционного образования ИПСОП и управлением информатизации продолжить работу по созданию и внедрению системы дистанционного обучения МГУЛ и учебно-методического обеспечения для дистанционных технологий образования (отв.: Савицкий А.С., Макуев В.А., Малашин А.А., заведующие кафедрами). 1.3.3. Совместно с заведующими кафедрами и управлением информатизации организовать создание новых и модернизацию имеющихся информационно-методических, учебно-методических и тестовых материалов для учебных дисциплин в системе дистанционного обучения МГУЛ (отв.: заведующие кафедрами, Макуев В.А., Савицкий А.С., Малашин А.А.). 1.3.4. Разработать порядок регистрации, хранения, списания, а также выдачи студентам учебной и учебно-методической литературы в учебных подразделениях университета (отв.: Никишов В.Д., Бова М.С., Савицкий А.С., Васильев С.Б.). 1.3.5. Методическому управлению совместно с заинтересованными кафедрами подготовить необходимые документы для открытия в университете новых направлений подготовки и представить их в Рособрнадзор для получения соответствующей лицензии не позднее ноября 2011 г. 1.4.Издательству МГУЛ: 1.4.1. Совместно с методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами проанализировать в месячный срок ход выполнения плана издания учебно-методической литературы на кафедрах; составить план издания учебной литературы, соответствующей программам дисциплин и новым учебным планам на основе ФГОС, и организовать ее своевременный выпуск (ноябрь-декабрь 2011 г.). 1.4.2. Принимать к публикации работы только при наличии электронной версии авторского текста. 1.4.3. Усилить контроль учебных изданий на антиплагиат. Ответственный – директор издательства Никишов В.Д. 1.5.Управлению информатизации: 1.5.1. С целью повышения структурной надежности сети связи корпусов университета создать кольцевую структуру, обеспечивающую более высокую надежность при минимальных затратах. Предусмотреть на решение этой задачи выделение средств в 2011/2012 учебном году. 1.5.2. Закончить модернизацию локальной сети общежитий в соответствии с разработанными в 2010/2011 учебном году проектами. 1.5.3. Внедрить разработанную систему «Электронный методист» в повседневную работу деканатов университета. 1.5.4..Завершить создание сервиса автоматизированной разработки рабочих программ преподавателей. 1.5.5. Продолжить: оснащение мультимедийными средствами обучения аудиторий университета; перевод необходимой учебной и общественно полезной информации с устаревших видов носителей на современные средства; работу по созданию единой информационной среды университета. 1.5.6. В рамках факультета повышения квалификации провести: семинары по проведению занятий с использованием компьютерной техники в специально оборудованных учебных аудиториях; обучение методистов деканатов работе с системой «Электронный методист». Ответственный – начальник управления Малашин А.А. 1.6. Деканам факультетов: 1.6.1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной дисциплины и общественного порядка в университете. 1.6.2. Строго контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра. 1.6.3. Совместно с коллективом кафедр и подразделений факультетов принимать активное участие в подборе абитуриентов на направления бакалавриата и магистратуры факультета. 1.6.4. Привлекать для чтения проблемных лекций руководителей и специалистов ведущих предприятий отрасли. 1.6.5. Обсудить на советах факультетов издательскую деятельность кафедр факультета и усилить контроль за качеством издаваемой литературы. 1.6.6. Активизировать разработку дополнительных программ ДПО для отраслевых специалистов и научно-педагогических кадров. 1.6.7. Директору ИПСОП проф. Макуеву В.А.: • отделению очно-заочного (вечернего) обучения ИПСОП организовать для поступивших в 2011 году студентов обучение по субботам в группе выходного дня; • активнее проводить профориентационную работу в средних специальных учебных заведениях, а также среди лиц, желающих получить второе высшее образование. 1.6.8. Декану ФПКП доц. Самолдину А.Н.: • продолжить деятельность по увеличению численности слушателей, прошедших обучение по программам ДПО; • совместно с кадровыми структурами предприятий лесного сектора экономики разработать варианты учебно-тематических планов повышения квалификации по различным направлениям и уровням; • разработать документы установленного образца, выдаваемые университетом по итогам обучения по программам ДПО. 1.7. Заведующим кафедрами: 1.7.1. Обеспечить разработку учебно-методических комплексов учебных дисциплин по основным образовательным программам ВПО направлений и профилей подготовки (реализующих ФГОС ВПО) – для первого курса к 1 ноября 2011 года, а для второго и последующих курсов к 31 декабря 2011 года. 1.7.2. Под руководством научно-методических советов направлений начать активную работу по созданию учебной и учебно-методической литературы для учебных дисциплин основных образовательных программ, направлений и профилей подготовки, реализующих ФГОС ВПО. 1.7.3. По согласованию с руководством ИПСОП выделить квалифицированных преподавателей для работы со студентами заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, готовых работать с использованием дистанционных образовательных технологий, до 10 сентября 2011 года. 1.7.4. При содействии ЦДО ИПСОП и методического управления обеспечить заполнение электронной библиотеки и разработку электронных учебно-методических комплексов и тестовых материалов для текущего и промежуточного контроля по соответствующим учебным дисциплинам в системе дистанционного обучения МГУЛ до 1 октября 2011 года. 1.7.5. Не позднее декабря 2011 г. провести анализ выполнения тематического плана издания учебно-методической литературы по кафедре и разработать перспективный, сроком на 3 года, план подготовки и издания учебной литературы по основным образовательным программам для уровневой системы подготовки кадров. Обратить внимание преподавателей на необходимость добросовестного рецензирования учебно-методической литературы с обязательным рассмотрением и утверждением рецензий на заседаниях кафедр. 1.7.6. Обеспечить условия для самостоятельной работы студентов. 1.8.Заведующим выпускающими кафедрами: 1.8.1. На основании замечаний председателей ГАКов провести анализ выпускных квалификационных работ и осуществить мероприятия по повышению их качества и уровня содержания. 1.8.2. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, шире привлекать к руководству дипломным проектированием специалистов профильных предприятий, учреждений и организаций. 1.8.3. Заранее составить список рецензентов и график передачи завершенных дипломных проектов (работ) на рецензию в соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МГУЛ. 1.9.Попечительскому совету университета 1.9.1. Провести «Дни карьеры» для студентов и выпускников университета с привлечением школ и отраслевых колледжей. 1.9.2. Продолжить взаимодействие с отраслевыми ассоциациями. 1.9.3. Активно взаимодействовать с выпускниками университета с целью их привлечения в Ассоциацию выпускников МГУЛ. 1.9.4. Просить попечителей университета: • в срок до декабря 2011 г. дать свои предложения в Центр карьеры по потребности в инженерных кадрах по направлениям подготовки в МГУЛ; • участвовать в работе Государственных аттестационных комиссий по защите дипломных проектов. Ответственный – исполнительный директор ПС Фахретдинов Х.А. 1.10. Центру карьеры МГУЛ 1.10.1. Продолжить формирование электронной базы выпускников МГУЛ с целью автоматизации процесса их трудоустройства. 1.10.2. Периодически (1 раз в неделю) обновлять информацию, представленную на сайте Центра карьеры. 1.10.3. Проводить социологические опросы студентов по вопросам их трудоустройства в соответствии с выбранным направлением или специальностью. 1.10.4. Продолжить взаимодействие с предприятиями и организациями по вопросам трудоустройства студентов и прохождения ими производственной и преддипломной практик. 1.10.5. Совместно с Попечительским советом МГУЛ продолжить сотрудничество с Центрами занятости населения регионов страны. 1.10.6. Участвовать в региональных совещаниях, а также изучать опыт работы Центров карьеры ведущих вузов. 1.10.7. Изыскать возможность представления конкретных статистических данных востребованности выпускников МГУЛ по направлениям и специальностям подготовки. Ответственный – директор Центра Фахретдинов Х.А. 1.11. Щёлковскому учебно-опытному лесхозу: 1.11.1. Совместно с кафедрами факультета лесного хозяйства продолжить паспортизацию и натурное оформление пробных площадей и учебных полигонов, прописанных в Проекте освоения лесов Щёлковского учебно-опытного лесхоза. 1.11.2. Продолжить: работы по улучшению бытовых и жилищных условий на учебной базе «Камшиловка»; модернизацию деревообрабатывающего комплекса для проведения учебных и производственных практик студентов университета. Ответственные: Глубиш Я.М., Макашин В.А. 2.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2.1.Ректорату совместно с НИЧ и факультетами: • изыскать необходимые средства и организационно обеспечить успешное проведение научно-технических конференций: «Нанотехнологии и наноматериалы в лесном комплексе»; «Леса Евразии – Брянские леса»; • создать резервный фонд, необходимый для финансирования: патентно-лицензионной, информационной деятельности; НИР студентов, аспирантов и докторантов; редакционно-издательской работы по изданию авторефератов, монографий, сборников научных трудов и материалов конференций; организации выставок; • продолжить формирование инновационной инфраструктуры университета и создание центров коллективного пользования, а также малых инновационных предприятий в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; • активно привлекать к преподаванию в университете и руководству исследовательской работой студентов представителей академической науки и специалистов производственного сектора; • развивать в приоритетном порядке материально-техническую базу тех структурных подразделений университета, которые активно ведут исследовательскую и инновационную деятельность, позволяющую осуществлять подготовку специалистов для приоритетных направлений развития науки и техники РФ; • разработать систему мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных исследователей. 2.2.НИЧ совместно с факультетами и кафедрами: • провести с 30 января по 3 февраля 2012 года научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов. В марте-апреле 2012 года провести научно-технические конференции студентов. По итогам работы конференций опубликовать результаты исследований в сборниках научных трудов ученых университета, электронном журнале «Труды МГУЛ» и журнале «Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник»; • направлять основные усилия на интеграцию университетской, академической и отраслевой науки с учебным процессом, взаимодействие с реальным сектором экономики и инновационным центром Сколково, оказывать всемерную поддержку интегрированным научно-образовательным структурам, научно-учебно-производственым центрам (в том числе инновационным), эффективно обеспечивающим сохранение, воспроизводство и регулярное обновление кадрового потенциала; • активизировать участие преподавателей и студентов университета: - в передовых исследованиях, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня; - в сотрудничестве с реальным сектором экономики (как в поиске заказов на прикладные разработки, так и в поиске фундаментальной тематик); - в развитии междисциплинарных исследований и разработок; - в издании научных публикаций; • с целью привлечения студентов к участию в научно-исследовательской работе рассмотреть возможность создания в университете Студенческого бизнес-инкубатора. 2.3.Директорам НИИ, инновационному управлению, заведующим кафедрами: • принять активное участие в подготовке и подаче заявок на проведение НИР в рамках целевых и ведомственных программ (по Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы»; по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» и другим программам); • совершенствовать работу научных студенческих обществ по возрастанию роли участия студентов в прикладных исследованиях; • с целью осуществления преемственности в научных школах и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров рекомендации для поступления в аспирантуру на госбюджетные места предоставлять исключительно выпускникам, окончившим вуз с отличием и проявившим себя в НИРС. 2.4.Управлению по подготовке научно-педагогических кадров совместно с факультетами и кафедрами университета: • разработать систему мер по целевой поддержке наиболее продуктивно работающих ученых и усилению контроля за работой над диссертациями аспирантов. Обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами, учитывая это при присвоении званий и прохождении по конкурсу на должность профессора кафедры; • обеспечить необходимую численность аспирантов и своевременную защиту ими диссертаций в плановые сроки в соответствии критериями госаккредитации университетов; • создать аттестационные комиссии на факультетах университета, в функции которых будет входить проверка эффективности работы аспирантов, докторантов, научных руководителей и представление к единовременному поощрению из резервного фонда за эффективную работу научных руководителей, аспирантов, докторантов по результатам защит диссертаций в срок подготовки. 2.5.НИЧ совершенствовать раздел сайта МГУЛ, пропагандирующий научно-исследовательскую и инновационную деятельность ученых университета. Вести постоянное обновление размещенной на сайте нормативно-справочной информации, необходимой для организации НИОКР, информации о текущих конкурсах, проводимых различными министерствами, агентствами и фондами, информации о текущих и планируемых выставках, семинарах и условиях по участию в них. 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1. Ректорату обеспечить дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное пространство, рост экспортного потенциала. 3.2. Проректорам Запруднову В.И. и Шалаеву В.С. продолжить использование потенциальных возможностей вуза в выполнении проектов с международным участием. 3.3. Начальнику управления по международной деятельности Никитину В.В.: 3.3.1. Совместно с директором студгородка Леончевым С.И. в срок до 1 октября разработать предложения по обеспечению пребывания в вузе оптимального количества иностранных учащихся (в соответствии с Концепцией экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.) на уровне, определенном Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. 3.3.2. Совместно с главным инженером Давлитовым Р.М. и директором студгородка Леончевым С.И. продолжить работу по улучшению социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан в вузе. 3.3.3. Совместно с деканами факультетов продолжить работу по улучшению показателей международной академической мобильности студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников; обеспечить расширение географии и масштабов студенческих обменов и практик, увеличение числа приглашенных в вуз иностранных преподавателей и объема их педагогической нагрузки. 3.3.4. Совместно с деканами заинтересованных факультетов продолжить отработку опыта международного признания отдельных учебных курсов. 3.3.5. В рамках проекта «Российско-Финляндский интерграничный университет» продолжить работу по подготовке преподавания одной или нескольких учебных программ на иностранном языке. 4. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Управлению по инженерному обеспечению (отв. Давлитов Р.М.): 4.1. В срок до 5 октября 2011 года провести необходимые работы по подготовке зданий, сооружений и инженерных коммуникаций к работе в зимних условиях. 4.2. В соответствии с утвержденным планом продолжить общестроительные работы на территории МГУЛ. 4.3. Не позднее 30 октября 2011 года совместно с учебным управлением университета разработать план мероприятий на 2011/2012 учебный год по: • проведению ремонтных работ и благоустройству территории университета; • проведению профилактических мероприятий по охране труда и технике безопасности; • обеспечению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической угрозе. 4.4. В течение учебного года завершить ремонт: жилого фонда общежитий; здания лаборатории кафедры селекции и генетики на территории дендросада; водолечебницы в профилактории. 4.4. Отделу капитального строительства выполнить план освоения выделенных государственных инвестиций на восстановление и реконструкцию главного корпуса университета в полном объеме (63,3 млн. руб.) к 31 октября 2011 г. (отв. проректор Бобашов А.И.). 5.СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Профсоюзным комитетам сотрудников и студентов университета (Сиротов А.В., Майструк И.В.) продолжить работу по созданию необходимых условий качественной оздоровительной работы социальной инфраструктуры университета.
Контроль за исполнением решения возложить на ректора МГУЛ |